В период холодов трафик заведений вырос по всей России
Низкие температуры в январе 2024 года сыграли на руку владельцам классических ресторанов, где вопреки сложившейся тенденции рост трафика оказался выше, чем в заведениях фастфуда. Если по всей России в начале этого года посещаемость ресторанов оказалась выше на 9% год к году, то в точках быстрого питания — на 7%. Кроме того, рестораторы отмечают более значительную динамику потока гостей за пределами Москвы, что повысило интерес участников рынка к открытию заведений в регионах.
Как подсчитали аналитики «Чек Индекса» (структура оператора фискальных данных «Платформа ОФД»), в январе 2024 года число заказов в ресторанах и барах по всей России выросло на 9% год к году, в то время как точкам фастфуда, традиционно обгоняющим классические заведения, удалось нарастить количество покупок на 7%, а кафе и столовым — только на 6%.
По их подсчетам, за год средний чек в ресторанах и барах вырос на 10%, до 1,34 тыс. руб., в заведениях фастфуда, кафе и столовых — на 11%, до 463 руб. и 720 руб. соответственно.
В этом году погода в новогодние каникулы, оказывающие традиционно высокое влияние на продажи в общепите, а также в последующие недели временами была экстремально морозной, и в такой ситуации, по словам руководителя «Чек Индекса» Леонида Симакова, россияне предпочитали теплые помещения ресторанов и баров вместо заведений фастфуда, многие из которых представлены уличными точками.
Также рост продаж в сегменте классических ресторанов поддерживает высокий темп деловой активности, в таких заведениях часто проводят деловые встречи, добавляет эксперт. В начале января рост трафика в ресторанах оказался существенным, учитывая, что обычно сильные заморозки, напротив, приводят к снижению потока посетителей, отмечает директор по развитию франчайзинговой сети «Якитория» Александр Муратов.
В то же время в Москве динамика не так ярко выражена.
По подсчетам «Чек Индекса», в январе 2024 года столичные рестораны и бары нарастили число заказов только на 2% год к году, точки фастфуда — на 5%, кафе и столовые — на 4% год к году. Более выраженная региональная динамика может быть связана с доходами участников специальной военной операции РФ на Украине и их семей, которых больше в регионах, чем в столице, считает гендиректор RestCon Елена Перепелица. Кроме того, добавляет она, в регионах доходы мобилизованных на фоне представителей других профессий являются более существенными.
Рост посещаемости в регионах частично связан с ограничением возможности зарубежных путешествий, которые стали сложнее и дороже, поэтому многие в январе остались дома или отправились в поездки по стране, считает совладелец холдинга «Тигрус» (Osteria Mario, «Швили» и Bar BQ Cafe) Хенрик Винтер. Увеличение числа заказов в регионах — это следствие работы отраслевого проекта налоговой службы «Общественное питание», реализация которого возобновлена в 2024 году, считает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Ирина Благовещенская.
Система контроля полноты отражения выручки теперь налоговым органом активно используется и в регионах, в то время как крупные города ранее ощутили необходимость обеления, добавляет эксперт.
По оперативным данным Росстата, в 2023 году оборот рынка общепита в РФ вырос на 20% год к году, до 2,82 трлн руб.
Из-за положительной динамики показателей общепита за пределами столицы многие рестораны намерены там развиваться. Основатель гастробаров «Раковая» Евгений Ничипурук говорит, что сеть планирует экспансию за пределы Москвы с помощью франчайзинговых партнеров. Александр Муратов ожидает роста спроса на открытия по франшизе в крупных городах с высоким турпотоком.
Интерес рестораторов будет расти не только к городам-миллионникам, как это было раньше, но и к городам с меньшим населением, уверен Хенрик Винтер. Он говорит, что его холдинг рассматривает возможность запуска заведений в Смоленске, на курортах Северного Кавказа и в Ямало-Ненецком автономном округе. В «Юниресте» (управляет брендом Rostic’s и KFC в России) тоже считают перспективными с точки зрения развития малые города с населением менее 100 тыс. человек, где проникновение ресторанов не такое высокое. В компании сообщили “Ъ”, что специально для этого прорабатывают различные форматы ресторанов, которые «могут органично встраиваться в существующие ландшафты и локации».