Как владельцы заведений избавляются от предметов интерьера.

В столице растет спрос на мебель из ресторанов, пабов и кафе. Согласно статистике, в первый год работы закрываются порядка 90% заведений. Количество объявлений о продаже мебели из таких точек тоже увеличилось. Например, на «Авито» свыше 2 тыс. предложений — от вывоза ресторана «под ключ» до отдельных лотов, в том числе и винтажных.

Утром — деньги, вечером — стулья, барные стойки и духовые шкафы. Примерно так владельцы ресторанов хотят избавиться от мебели перед закрытием бизнеса, то есть как можно быстрее. Сейчас это не является проблемой: найти перекупщика, который вывезет всю «начинку» заведения прямо в день обращения, дело пяти минут. Склады и ангары предлагают услуги по хранению и перепродаже мебели, и в их ассортименте как эксклюзивные лоты, так и предметы не слишком товарного вида, рассказал кафератор Никита Фомкин:

«Если это хороший ресторан, то у него выкупают эту обстановку в реализацию. А есть, куда идет плохая мебель. В Москве я был примерно на десяти складах, которые на "Авито" продают ресторанную мебель. В какие-то заходить брезгливо, какие-то даже симпатичные. Не значит то, что там только плохой ассортимент, бывают самые настоящие бриллианты. Это поставлено на поток».

Перекупщики предлагают предметы интерьера из ресторанов в разы ниже стоимости новых. К примеру, за стул итальянского бренда у ритейлеров придется отдать минимум 30 тыс. руб., на «Авито» такая же модель продается за 5 тыс. руб. А если говорить о более уникальном дизайне заведения, то разрыв в ценах может быть еще более заметным. Некоторые компании за редкими экспонатами ездят за рубеж, и в случае их закрытия они будут наиболее интересны селлерам, допускает редактор рубрики «Еда» издания TimeOut Аня Батурина:

Склады заставляются мебелью из ресторанов.jpg

«Например, в баре Black Swan на нижнем этаже в тайной комнате воссоздан интерьер католической церкви. Ребята реально охотились за мебелью, ездили в Европу и даже привезли старинный колокол XVI века, винтажные витражи, скамьи для молитвы.

Кроме того, что рестораны пытаются найти что-то винтажное и уникальное, некоторые делают интерьеры на заказ.

Так, у ресторана Regions в Санкт-Петербурге очень интересная концепция — регионы России. Меню тоже разделено на соответствующие разделы. Их столы соединяются в интересный пазл, складываются, могут придвигаться друг к другу, какие-то с квадратными выступами, какие-то — с более плавными. Но в это случае вряд ли такая мебель подойдет для интерьера квартиры или частного дома».

Не все игроки рынка обращаются к ангарным перекупщикам. К примеру, Катя Калина, сооснователь проекта FChairs, рассказала, что вовремя закрытый ресторан — способ избежать больших потерь, а распродажи мебели могут выглядеть как арт-вечеринка: «Скучно и грустно приходить в такие ангары, полные барахла. Мы решили сделать из этого вечеринку. На протяжении десяти лет практически ежемесячно мы устраиваем такие мероприятия, для этого перекрашивая и переделывая мебель. Это обязательно шампанское, это обязательно какие-то партнеры и фотографы.

Мы разрешаем приходить на вечеринки с детьми и домашними животными. Проводим их на разных площадках — в лофтах и заброшенных заводах. Все это винтаж, стиль mid-century.

Если это антиквариат, то у нас, безусловно, есть ребята, с которыми мы консультируемся. Но такой мебели в российских ресторанах мало. Больше всего мы зарабатываем на переделке вещей, когда берем старый стул, который фактически выкинули на помойку и нам он достался за 500 руб., делаем из него произведение искусства, перетягиваем его какой-то очень крутой тканью и продаем дорого».

Рестораны, которые не планируют закрываться, тоже периодически продают свою мебель, в их числе, например, Lucky Group. О том, что пользуется наибольшим спросом, рассказала директор по эстетике компании, соучредитель агентства DesignAid Татьяна Харченко: «Гости в основном приобретали декор: вазы, объекты интерьера, посуду. Один из лотов, который буквально улетел в первые часы распродажи, — это тарелки французского бренда Bernardaud по мотивам работ Марка Шагала. Гости забирали себе и узнаваемые бокалы из тонкого стекла с подковой».

По данным исследования сервиса «Контур.Фокус», которое оказалось в распоряжении СМИ, в 2023 году в Москве по разным прекратили свою деятельность 12% всех точек общепита. А это свыше 2 тыс. ресторанов кафе и баров, которым мебель, скорее всего, больше не понадобится.