«Очаково» запатентует пузырьки
Чего ожидать от нового российского бренда игристых вин.
Известный российский производитель кваса и пива может заняться шампанским. Московский комбинат «Очаково» подал заявки на регистрацию товарных знаков Zoomba Brut и Zoomba Semi Sweet, пишет профильный портал Shopper’s. По его данным, оба товарных знака можно использовать для игристых вин. “Ъ FM” направил запрос на предприятие, но там от комментариев отказались. При этом винодельческий опыт у «Очаково» есть. Комбинату принадлежит Южная винная компания, которая производит продукцию из собственного винограда, выращивая его на Таманском полуострове в Краснодарском крае.
Какие перспективы могут быть у игристого от очередного отечественного производителя? Член общественного совета при Минсельхозе России Леонид Попович считает, что наличие собственной базы сыграет в плюс новому проекту: «У "Очаково" более 1 тыс. гектаров виноградников, где они выращивают разные сорта винограда, часть из которых прекрасно подойдет для производства виноматериала, из которого потом сделают игристое вино.
Все очень просто: они делают у себя тихое вино, потом помещают его в акратофоры, оно проходит вторичное брожение и получается чудесное игристое. Акратофоры — это емкости, куда помещается тихое белое вино, и где оно в течение месяца превращается в игристое. Они могут поставить их как в Москве, так и в Краснодарском крае».
По данным Росалкогольтабакконтроля, производство российских игристых вин в прошлом году, по сравнению с 2022-м, сократилось почти на 13%. Отечественные предприятия изготовили чуть больше 14 млн декалитров таких напитков. «Очаково» вовремя решило выйти на этот рынок, особенно на фоне дорожающего импорта, считает исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин:
«После изменения регулирования, связанного с таможенными пошлинами, вырастут цены на достаточно знаковые категории, такие как Cava или Prosecco. Если мы говорим про импорт, сейчас это наиболее популярные игристые вина в России. Соответственно, в связи с подорожанием этих наименований ниша в ценовой категории до 1 тыс. руб. освободится, и откроется окно возможностей для российских производителей. Поэтому неудивительно, что еще один из них решил начать производство и выстроить брендинг в этом сегменте рынка.
В последние годы мы наблюдаем увеличение интереса к российским игристым винам. Этот процесс ускорился в связи с регулированием в середине года, то есть сейчас сплит между российским и импортным вином составляет примерно 60% к 40% в пользу российского, если мы говорим про физические объемы в бутылках. Процент российского вина будет увеличиваться именно из-за того, что импорт будет дорожать и становиться менее доступным».
Владимир Путин в ноябре 2023-го подписал закон, который увеличит акцизы на тихие и шампанские вина. Если сейчас для игристого сбор составляет 45 руб. за литр, то с 1 мая 2024 года ставка повысится почти втрое, до 141 руб. Успех новых брендов вина с пузырьками будет напрямую зависеть от качества таких напитков, говорит директор «Клуба профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский:
«Если на сегодняшний день минимальная розничная цена бутылки игристого вина — 239 руб., то с мая она должна вырасти где-то до 350 руб. Соответственно, останутся только те производители, которые смогут доказать конечному покупателю, что именно эта продукция действительно стоит от 350 руб. за бутылку и выше. В первую очередь в рамках качественных характеристик своей продукции.
С учетом снижения доходной части достаточно большого числа потребителей игристых и шампанских вин, покупатель должен хорошо понимать, за что он платит, и здесь, конечно, качество и узнаваемость торговой марки будут играть основополагающие роли».
Тем временем спрос на игристые вина в России за прошлый год вырос. По подсчетам Росалкогольтабакконтроля, отечественные магазины продали в 2023-м без малого 22 млн декалитров таких напитков. Это почти на 8,5% больше, чем было в 2022 году.