Инвесторы активно открывают новые фудхоллы.

Интерес российских потребителей к питанию в фудхоллах, где располагаются концепции разных кухонь, стимулировал инвесторов вкладываться в развитие таких точек. «АссортиДа», управляющая коммерческой недвижимостью, не успев продать гастропространство в торгцентре «Дружба» в центре Москвы, решила вложиться в аналогичный проект в «Москва-Сити». Такие проекты на ресторанном рынке могут приносить высокую прибыль — до 30% при грамотном управлении.

В «Башне на набережной» в деловом кластере «Москва-Сити» откроется фудхолл «Дружба». Его будет развивать компания «АссортиДа», управляющая коммерческой недвижимостью и ранее развивавшая одноименный фудхолл в торгцентре «Дружба» у станции метро «Новослободская» в центре города. По его словам, объект на Новослободской «АссортиДа» продала малоизвестной компании «Руси Инвест». Стороны сделки на запрос не ответили, так же поступил владелец «Башни на набережной» турецкая компания Enka.

Ранее площади в «Башне на набережной» занимал французский оператор корпоративного питания Sodexo, передавший в 2022 году бизнес IFCM Group, среди бенефициаров которой был локальный менеджмент. Остались ли другие объекты у компании после закрытия точки в «Москва-Сити», в IFCM Group не прокомментировали.

«АссортиДа» давно стремилась открыть фудхолл в «Москва-Сити», знает региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева.

В этом районе большой поток покупателей, формирующий высокий спрос пять дней в неделю, в то время как заведения общепита в других локациях зачастую фиксируют пиковый спрос, как правило, в выходные, отмечает директор департамента аналитики Nikoliers Людмила Герлиц. По разным оценкам, ежедневный трафик в «Москва-Сити» в среднем составляет 150 тыс. человек.

В то же время «АссортиДа» — не профильный оператор на рынке фудхоллов, формат их бизнеса — аренда крупных помещений и пересдача их в субаренду небольшим продуктовым операторам, отмечает директор по развитию Gremm Group Артем Букин. Основатель Gastro M Expert Андрей Кабанов не исключает, что компания в будущем продаст этот объект как готовый бизнес по аналогии с точкой у станции метро «Новослободская».

Продажа фудхолла в торгцентре «Дружба» была удачным решением, считает гендиректор RestCon Елена Перепелица.

«Москва-Сити» поест по «Дружбе».jpg

Этот объект морально устарел и со временем потерял свою популярность, а построить что-то заново иногда проще, чем переделать существующее, поясняет она.

Фудхоллы последние несколько лет стали популярными даже у непрофильных игроков, особенно у застройщиков. Например, ГК ЛСР Андрея Молчанова запланировала открытие такого пространства в одном из корпусов жилого комплекса «Зиларт» на юге Москвы. Тем не менее рынок фудхоллов сейчас активно развивается, в том числе из-за высокой привлекательности для инвесторов, говорит Андрей Кабанов.

При грамотном управлении концепция может приносить 30% чистой прибыли, подтверждает основатель StrEAT Максим Попов. По прогнозам NF Group, в 2024 году откроется 33 новых фудхолла по всей России, что на 57% больше год к году. Управляющих такими пространствами стимулирует высокий спрос со стороны потребителей. К примеру, в фудхоллах ADG Group в торгцентрах «Место встречи» в спальных районах Москвы в первой половине 2024 года обороты выросли на 27% год к году, а число чеков — на 17%, говорит директор по управлению взаимоотношениями с арендаторами компании Евгения Кузьминых.

137 фудхоллов работают в России на начало августа 2024 года, по данным NF Group.

Основатель Zemskiy Group Владислав Земский считает, что сегмент фудхоллов пока не достиг своего пика и в ближайшие годы будет развиваться более высокими темпами, чем ресторанный рынок в целом. По данным Росстата, в январе—мае 2024 года оборот рынка общепита вырос на 15% год к году, до 1,28 трлн руб.