Стало известно, что только за первые 6 месяцев текущего года общий объем площадей формата стрит-ретейл в столице достиг внушительных размеров в почти 792 тысячи кв. м. При этом размер максимальной арендной ставки на Никольской улице достиг уровня 271 000 рублей за 1 кв. м. в год, то есть вырос на 18% за последние 12 месяцев. Помимо этого, высокие цены на аренду помещений наблюдались в районе Патриарших Прудов, Кузнецкого Моста, Тверской улицы и Столешникового переулка. А минимальные размеры ставок аренды (20 000 рублей за 1 кв. м. в год) в это время были отмечены на Пятницкой улице (там цена аренды упала на 1/5 за год), на проспекте Мира (минус треть от первоначальной стоимости в течение года) и на Садовом кольце, где размер ставки не изменился.

Именно операторы общественного питания арендуют большую часть площадей московских торговых коридоров, при этом лишь за первое полугодие текущего года только в районе Садового Кольца открылось 33 новых ресторана и кафе, что соответствует числу точек общепита, открытых здесь же за аналогичный период прошлого года. При этом общий объем арендованных площадей, как отмечалось выше, достиг отметки в 791,9 тыс. квадратных метров при среднем размере помещения в 166 кв. метра.

scale_1200.jpg

Изучение структуры сдаваемых объектов показывает, что наиболее часто арендаторы снимают площади размером от 100 до 200 кв. м. у крупных магистралей и транспортно-пешеходных улиц. А вот более масштабные объекты (площадью от 300 до 500 кв. м.) арендуются уже исключительно в районе больших магистралей. Таким образом, почти 40% площадей центральных торговых коридоров отводится сфере общепита, значительно опережающей сферу досуга, а также кредитно-финансовых и банковских организаций (их присутствие в арендном секторе продолжает снижаться).

Еще больший процент присутствия операторов общественного питания отмечается в наши дни на пешеходных улицах, где на их долю приходится почти половина всех арендованных помещений, и данный показатель продолжает стабильно расти. Второе место среди арендаторов площадей принадлежит фэшн-ретейлерам, занимающим каждое пятое помещение, а на третьем месте разместились магазины, продающие сувениры и подарки (у них чуть более 5%). Наименьшей долей в указанном арендном сегменте располагают магазины, реализующие товары для дома и банковские учреждения.
Виды деятельности арендаторов тоже имеют заметные различия. Так, первое место по объемам занимаемых торговых помещений принадлежит магазинам, специализирующимся на продаже товаров для дома, на второй позиции оказались продовольственные магазины, а вот заведения общепита попали здесь только на третье место с долей в почти 15%, по сути, лишь незначительно отставая от арендаторов, занявших первые два места в рейтинге.

Сейчас нижняя граница арендной ставки в половине из основных торговых коридоров Москвы стала заметно снижаться, местами опустившись на 45%, что говорит об очень существенном падении. Отметим, что на каждой из четырех анализируемых нами улиц размер арендной ставки не изменился, оставшись на прошлогоднем уровне. Ощутимое увеличение цены за аренду помещений в этот период было отмечено в районе Патриарших Прудов, в Камергерском переулке, а также на Кутузовском проспекте и улице Мясницкой. Подобное увеличение стоимости аренды помещений специалисты объясняют наличием большого числа новых предложений на рынке недвижимости.